Мы познакомились с Юрием Васильевичем в 1983 году в период его работы в Промышленном райкоме партии г. Уральска, и в образе партийного функционера он не привлек особого интереса. Новое и более близкое знакомство состоялось в 1987 году, когда волею судьбы мы оба оказались секретарями горкома. Нашелся какой-то повод, из-за чего весь аппарат в семейном варианте и во главе с Дергуновым А.В. собрался в новомодном подвальном ресторанчике на улице Фурманова.
Более скучного мероприятия вряд ли можно было найти. Младшие по званию стеснялись старших. Начальство также хотело выглядеть солидно. Спас положение Баев, взяв в руки откуда-то появившуюся гитару и запев свои стихи. Обстановка сразу стала раскованной, непринужденной. Так я начал познавать его, как человека, удивительным образом совмещающего в себе организаторское, патриотическое, поэтическое и музыкальное начало.
Потом были многие годы совместной работы, которые высветили для меня яркую натуру Юрия Васильевича. Он перенес свою необыкновенную любовь и преданность к Уральску, его истории и людям, и в празднование 375-летия Уральска, и в создание Малого Арбата на Театральной, и в строительство детского городка и аттракционов в парке Кирова. Большая ответственность за будущее подвигла его на участие в создании газет «Пульс» и «Надежда», движения «Демократическое Приуралье», другие общественно-политические проекты. И все это время нашу дружбу скрепляло одно малоизвестное событие.
В 1990 году на волне демократизации выборы первого секретаря горкома партии проводились на общегородской конференции. Мы с Баевым оба имели значительную поддержку на предприятиях города и шансы быть избранными. Но каждый из нас понимал, что в одиночку справиться с такой работой в сложной общественно-политической ситуации невозможно. И тогда мы дали друг другу обещание: кто бы ни победил на выборах первого секретаря, проигравший будет ему помогать в роли второго секретаря. Так мы оказались связаны словом не только в политике, но и по жизни.
В 1993 году я был у него на 40-летии в домашней обстановке. Юрий Васильевич пел свои песни, а я делал их видеозапись. Тогда я впервые услышал стих «Рядышком Россия, а не дотянуться». Меня поразили слова, которые, на мой взгляд, отражали в душах людей нашего поколения трагедию развала СССР. Но когда выяснилось, что стихотворение написано в 1987 году задолго до распада Союза, удивлению не было предела. Выходит, что Юрий Васильевич своей творческой душой предчувствовал глобальные изменения?
С тех пор, когда я думаю о Баеве, мои воспоминания ассоциируются с «рядышком Россия, а не дотянуться», которая становится все дальше и дальше. Да и весь пятый цикл стихов, представленный в сборнике, очень близок тем, кто родился и вырос в Уральске. Поистине прав Евтушенко, сказав:
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Валерий Джунусов